Психология цвета в интерьере

Содержание
  1. “Я хотел бы знать лишь одно: что такое цвет?”
  2. Какими бывают цвета
  3. Цвета в интерьере и их влияние на человека
  4. Цвета для спальни
  5. Цвета для гостиной
  6. Цвета для кухни
  7. Послесловие

Цвет в интерьере составляет одну из его основ наряду с линиями, формами и текстурой. Баланс цвета — гармоничное сочетание оттенков, образующих единую композицию. Найти золотую середину между яркостью и блеклостью, теплом и холодом, мрачностью и оптимизмом помогут правила комбинирования цветов.

цвет в интерьере

“Я хотел бы знать лишь одно: что такое цвет?”

Знаменитая фраза испанско-французского художника в заголовке многих поставит в тупик. Если даже признанный живописец, мастер, который в совершенстве познал искусство манипуляции цветом, не нашел ответа на этот вопрос, то кто же тогда? Если подойти к вопросу с точки зрения физики, то цвет — это всего лишь субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, которая определяется зрительными органами.

Звучит сухо, скучно и малопонятно для людей, далеких от точных наук. Лишает цвет ореола романтики. Другое дело живописцы, которые не просто видят, но и мастерски передают цвета на своих полотнах, манипулируют ими. Картины известного отечественного мариниста Айвазовского вызывали бурную реакцию на выставках: мастер настолько тонко владел техникой цветопередачи, что его даже обвиняли в использовании скрытой подсветки для полотен. Как иначе прагматики могли объяснить необычный эффект “подсвеченных” волн?

Еще Гёте писал, что “Цвет — это продукт света, вызывающий эмоции”. Хотя в его время серьезные исследования о влиянии цвета на психику человека еще не проводились, немецкий литературный гений составил свою таблицу, опираясь на собственный опыт. Аналогичными схемами оперировали художники и оформители. Цветовая гамма действительно ненавязчиво, на уровне подсознания вызывает у человека определенные эмоции и создает настроение. Зная “азбуку цветов” можно даже манипулировать человеком, к чему часто прибегают при оформлении переговорных и офисов. Азы этой азбуки довольно просты:

  • Яркие, сочные краски стимулируют мозговую активность.
  • Блеклые, тусклые тона создают расслабляющую атмосферу.

Только в начале прошлого века появилась прочная исследовательская база, которую кропотливо собирали психологи, опираясь на результаты экспериментов. Хотя количество проведенных учеными тестов и опытов, впечатляет, но докопаться до истины и выяснить алгоритм работы механизма цепочки “цвет — мозг человека — эмоция”, не удается до сих пор. Хотя во многом испытуемые реагировали по принципу “коллективного разума”, индивидуальные предпочтения тоже играют важную роль в восприятии цвета.

комната

Какими бывают цвета

Для начала нужно познакомиться с понятиями холодные и теплые оттенки. Они все берут начало в “цветовом круге”. Это геометрическая модель, разделенная на секторы, каждый из которых окрашен в определенный цвет. Их соседство выбирается не случайно. Расположение каждого цветного сектора относительно двух других по бокам определяется их естественным размещением в спектре видимого света. Если перефразировать простыми словами, то секторы цветового круга располагаются как на радуге. Их последовательность можно восстановить самостоятельно, вспомнив поговорку об охотниках, желающих выведать места обитания вертких фазанов.

Встречаются несколько вариантов цветовых кругов. Они отличаются количеством секторов, дополнениями и наличием/отсутствием четких границ между ними. Самый известный — цветовой круг Йоханнеса Иттена. Он делится на двенадцать секторов и дополняется шестиугольником внутри. Эта “шпаргалка” стала незаменимым помощником для дизайнеров, которые теперь могли полагаться не только на собственное умение интуитивно чувствовать цвет, но и на модель, позволяющую просчитать конечный результат сочетания тех или иных оттенков.

Читайте еще:   Планировки однокомнатных квартир: используем пространство по максимуму!

Первые цветовые круги базировались на трех основных цветах: красный, желтый, синий (RYB). На практике оказалось, что удобнее пользоваться другой моделью, в основе который лежат зеленый, синий и красный (RGB). В роли основного трио могут выступать любые цвета, которые невозможно получить смешением двух других в каких-либо пропорциях. Зато сами они смешиваясь, создают полноценную палитру дополнительных оттенков.

цветовой круг

“Особняком” в этой системе стоят черный и белый. Первый символизирует полное отсутствие цвета, а второй — его максимальную концентрацию. Наряду с серыми полутонами они относятся к ахроматическим цветами и в кругах традиционно не используются.

Итак, снова вернемся к цветовым кругам. Их секторы состоят из основных и дополнительных цветов. Цвета, которые располагаются напротив друг друга, то есть их можно соединить прямой линией, проведенной через центр, называются комплементарными. Сам спектральный круг можно разделить на две части:

  • Холодные тона (синий, зеленый, фиолетовый). Получили свое название из-за ассоциации с водой, льдом и холодом.
  • Теплая гамма (желтый, оранжевый, красный). Получила свое название из-за ассоциации с солнцем, огнем и теплом.

Существует несколько алгоритмов сочетания цветов. Они применимы к оформлению интерьеров, сочетаниям одежды в образе, созданию картин или постеров. Правила исправно “работают” в любых ситуациях и считаются универсальными:

  • Контрастное сочетание. В этом случае комбинируют два комплементарных цвета (“противники” в цветовом круге). Сочетание всегда получается ярким и “сочным”. К примеру, желтый и фиолетовый. Не рекомендуется использование этого способа в маленьких комнатах, где контраст будет “давить” на человека.
  • Сочетание по принципу аналогии. Основу гаммы составляют из трех цветов, секторы которых соседствуют в цветовом круге. К примеру, голубой, синий и фиолетовый. Цветовая композиция получается очень сочной, причем ведущую роль отводят “центральному” тону, а два других используются в качестве дополнения, помогающего раскрыть грани насыщенности главного цвета.
  • Триада “классика”. Найти участников этой композиции легко с помощью визуального треугольника, который “накладывают” на цветовой круг. Его вершины должны располагаться на трех секторах. Они-то и выступят в роли основы сочетания. К примеру, зеленый, оранжевый и фиолетовый. Сочетание получается контрастным.
  • Тетрада “классика”. В качестве дополнительной геометрической фигуры для определения цветов используется прямоугольник. Его вершины “захватывают” по два сектора из контрастных половинок круга.
  • Монохромное сочетание. Основной цвет дополняют его оттенками (обычно не более двух-трех).

В одной композиции количество цветов не должно превышать семи. Это правило касается всего – от пола и до потолка (учитывается и мебель, и отделка). Чем больше цветов используется, тем меньшей яркостью они должны обладать. Исключением могут стать только броские стилистические направления: поп арт, китч, эклектика.

поп арт

Цвета в интерьере и их влияние на человека

Цвет в интерьере играет важную роль, которую опасно недооценивать. К примеру, для оформления кухни использовалась современная мебель, стильный, креативный декор. Вершины рабочего треугольника расположены правильно, передвигаться по помещению удобно, столовая зона занимает мало места и эргономично разместилась в эркере.

Читайте еще:   Дизайн спальни 10, 13, 15 м2 в многоэтажках для семьи с ребенком, фото

Однако, в этой комнате не хочется готовить, кулинарное вдохновение не посещает хозяйку, а во время обеда пропадает аппетит. В чем же причина такой “подавленной” атмосферы? Сочетание цветов в отделке кухни было выбрано неверно, оно получилось “неаппетитным” и безвкусным. Обои холодного синего оттенка отталкивают домочадцев, негативно сказываются на аппетите, сводят на нет старания дизайнера при выборе гарнитура и остальной меблировки. Яркие желтые “пятна”, которые должны были уравновесить холодность отделки, вызывают только раздражение.

желтая кухня

Чтобы начать ориентироваться в “науке цвета”, рассмотрим подборку основных оттенков и ассоциации, которые они вызывают у среднестатистического человека:

  • Белый. Цвет чистоты, искренности, невинности. Вызывает расслабление, успокаивает, создает доверительную атмосферу.
  • Черный. “Сорок лет понадобилось мне, чтобы открыть: черный — король всех цветов”. Так говорил о нем Ренуар. Как главный антагонист белого, он стойко ассоциируется с хаосом и несет негативную окраску. Хотя “черные ночи” прекрасны, но под покровом “темноты” чаще всего совершаются такие же “темные делишки”. В интерьере же цвет считается строгим, стильным и часто подчеркивает яркость своих “соседей” по композиции.
  • Красный. Безусловно цвет с сильной энергетикой, который в первую очередь ассоциируется с кровью. Хотя кровь не всегда символизирует смерть, она же является неотъемлемой частью жизни. Красный цвет имеет свойство подавлять своих соседей по композиции. Он же ассоциируется со страстью. Не позволяет расслабиться, стимулирует человека на активную деятельность.
  • Синий. По словам Кандинского это “краска, которая зовет в бесконечность”. Синий издревле был цветом богов. Он ассоциируется с мудростью, неспешностью созерцания, размеренностью и способствует неторопливой, но плодотворной работе. Кстати, во многих компаниях переговорные комнаты оформляются в синих тонах, так как в таком интерьере проще найти компромисс и договориться. Во многих странах цвет стойко ассоциируется с благородством и роскошью, так как в свое время английским портным был открыт оттенок “королевский синий” (Royal Blue), пользовавшийся популярностью у венценосных особ.
  • Зеленый. “Зеленый — цвет надежды”. Именно так говорил Самохвалов в “Служебном романе”, презентуя диковинную ручку своему новому директору. Цвет, который ассоциируется с кронами деревьев, травой, весной и природой в целом. Но в этой бочке меда есть своя ложка дегтя, ведь у зависти по общепринятому мнению тоже зеленые глаза.
  • Желтый и оранжевый. Яркие цвета, которые ассоциируются с солнцем, теплом, летом и привносят оптимистичные нотки в цветовую композицию.
  • Коричневый. У большинства цвет вызывает негативную реакцию, так как ассоциируется с грязью, хотя в более благородном значении “почва” и “земля” несут в себе иной смысл — “жизнь и плодородие”.
  • Серый. “Жизнь — это кисть, опущенная в серую краску”. Именно так о бытие размышлял китайский писатель Фэн Цзицай. В разнообразии цветовой палитры не найти более неприметного и нейтрального цвета, чем серый. Отношение к нему двояко: одних он повергает в уныние, а других расслабляет. Но в яркой композиции этот цвет-нейтрал незаменим и может поспорить только с белым.
серый

Каждый стиль в дизайне имеет свои определенные правила оформления и конкретную цветовую гамму, в рамках которой создают интерьер помещения:

  • Хай тек. Серый (хромированные поверхности), черный и белый.
  • Эко стиль. Оттенки зеленого (сочный травянистый, хаки, малахитовый, нефритовый) и коричневого.
  • Классика. В направлении используется обилие массива дерева, поэтому основу цветовой гаммы составляют коричневый и белый.
  • Прованс. Пастельные оттенки: карамель, молочный, небесно-голубой, нежный розовый, белый.
  • Лофт. Оранжевый, коричневый, буро-красный (кирпичный) с зеленым и синим.
  • Минимализм. Лаконичное сочетание черного с белым дополняется серым.
  • Футуризм. Белый, серый (металлик), фиолетовый, красный, лимонно-желтый, холодный синий.
  • Скандинавский стиль. Синий, голубой, фиолетовый, белый, бирюзовый.
  • Кантри. Оттенки коричневого (местами с переходом в красный).
Кантри

А теперь рассмотрим подборку цветовых решений для помещений с разных функциональным назначением.

Читайте еще:   Стильные особенности белой кирпичной стены в интерьере

Цвета для спальни

Первое, на что стоит обратить внимание, так это цвет обоев для спальни и потолочной отделки. Эти поверхности занимают большую часть комнаты, они не должны “давить” на человека. Оптимальным решением считается подборка так называемых пастельных оттенков, то есть блеклых тонов любых цветов круга (монохромный принцип сочетания). Чтобы композиция выглядела законченной на акцентную стену над изголовьем кровати можно повесить триптих или тетраптих, где приоритетный цвет — основной, который дал начало пастельным полутонам в отделке.

Спальня рассчитана на отдых, поэтому цветовое решение интерьера не должно раздражать, негативно сказываться на сне. Специалисты не рекомендуют использовать в этой комнате черный, красный, темно-синий и фиолетовый в больших количествах.

Цвета для гостиной

Гостиная — условный “центр” активной жизни в доме. Цветовая гамма этой комнаты должна быть соответствующей. Если здесь часто устраивают шумные посиделки с друзьями, то стоит обратить внимание на “праздничное” сочетание красного и золота. Для любителей спокойных интеллектуальных игр (шахматы, скраббл, клуэдо, маджонг) и чтения в отделке следует сделать акцент на оттенках синего и зеленого. Разбавить гамму можно “пятнами” солнечных тонов (желтый, оранжевый, коричневый).

Если гостиная представляет собой совмещенную комнату с несколькими зонами, то можно провести их разграничение с помощью цветовых областей. К примеру, в спальной зоне сделать акцент на небесно-голубом и розовом, в обеденной в качестве приоритетных тонов выбрать тандем белого и коричневого, а мини-библиотеку оформить в сине-черных тонах с легкими серыми нотками.

Цвета для кухни

Кухня — вотчина хозяйки, которая очень часто совмещается с обеденной зоной. В этой комнате желательно использовать теплые оттенки, которые стимулируют аппетит и создают “нужное” настроения для кулинарных подвигов. Чтобы не переборщить с “высокой температурой”, их разбавляют цветами-нейтралами: белым, серым, пастельными тонами.

Оптимальным количеством цветов для этого помещения считается три тона. Яркие акценты, как правило, размещают на кухонном фартуке. Они же перекликаются с цветами мелкого декора (посуда, вазы, горшки). Если гарнитур совпадает с цветом отделки стен, то он должен быть темнее на пару тонов, чтобы мебель и поверхность стены не сливались в одно целое.

кухня

Послесловие

“Цвет — это та область, где наш разум соприкасается со Вселенной”. Такое сакральное значение этому понятию придавал немецкий живописец-авангардист Пауль Клее. Профессиональные дизайнеры во многом ориентируются на опыт художников, которые сочетание цвета и формы возвысили до ранга искусства. По сути интерьер — этот тот же холст, на котором создается композиция. Вместо штрихов и мазков кисти — расположение мебели и декора, а вместо фона — отделка.

Оцените статью
О Комнате
Добавить комментарий

Adblock
detector